EUROPE Nostalgia
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.


посвящается Александру Дюма - Отцу
 
ФорумФорум  Последние изображенияПоследние изображения  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  ВходВход  

 

 О диссертациях...

Перейти вниз 
АвторСообщение
Admin
Admin



Сообщения : 20
Дата регистрации : 2011-03-07

О диссертациях... Empty
СообщениеТема: О диссертациях...   О диссертациях... EmptyПн Мар 07, 2011 7:57 am

...- Добрый день, любезный д'Артаньян, - сказал Арамис. - Поверьте, я
очень рад вас видеть.
- И я также, - произнес д'Артаньян, - хотя я еще не вполне уверен, что
передо мной Арамис.
- Он самый, друг мой, он самый! Но что же могло внушить вам такие
сомнения?
- Я испугался, что ошибся комнатой, и решил было, что попал в помещение
какого-то духовного лица, а потом, увидав вас в обществе этих господ, впал в
другое заблуждение: мне показалось, что вы тяжело больны.
Оба черных человека поняли намек д'Артаньяна и угрожающе взглянули на
него, но Д'Артаньян не смутился.
- Быть может, я мешаю вам, милый Арамис? - продолжал д'Артаньян. - Судя
по всему, вы исповедуетесь этим господам.
Арамис слегка покраснел.
- Мешаете мне? О нет, напротив, любезный друг, клянусь вам! И в
доказательство моих слов позвольте мне выразить радость по поводу того, что
я вижу вас здоровым и невредимым...
"Наконец-то догадался! - подумал Д'Артаньян. - Что ж, могло быть и
хуже"
.

- Ибо друг мой недавно избежал великой опасности, - с умилением
продолжал Арамис, указывая на д'Артаньяна двум духовным особам.
- Возблагодарите господа, сударь, - ответили последние, дружно кланяясь
д'Артаньяну.
- Я не преминул это сделать, преподобные отцы, - ответил молодой
человек, возвращая им поклон.
- Вы приехали очень кстати, любезный д'Артаньян, - сказал Арамис, - и,
если примете участие в нашем споре, вы нам поможете своими познаниями.
Господин настоятель Амьенского монастыря, господин кюре из Мондидье и я - мы
разбираем некоторые богословские вопросы, давно уже привлекающие наше
внимание, и я был бы счастлив узнать ваше мнение.
- Мнение военного человека не имеет никакого веса, - ответил
Д'Артаньян, слегка встревоженный оборотом, который принимал разговор, - и,
поверьте мне, вы вполне можете положиться на ученость этих господ.
Оба черных человека опять поклонились.





- Напротив, - возразил Арамис, - ваше мнение будет для нас драгоценно.
Речь идет вот о чем: господин настоятель полагает, что моя диссертация
должна быть по преимуществу догматической и дидактической.

- Ваша диссертация! Так вы пишете диссертацию?
- Разумеется, - ответил иезуит. - Для испытания, предшествущего
рукоположению в духовный сан, диссертация обязательна.
- Рукоположению! - закричал Д'Артаньян, не поверивший тому, что ему
сказали сначала трактирщица, а потом Базен. - Рукоположению!
И, остолбенев от изумления, он обвел взглядом сидевших перед ним людей.
- Итак... - продолжал Арамис, принимая в кресле такую изящную позу,
словно он находился на утреннем приеме в спальне знатной дамы, и любуясь
своей белой и пухлой, как у женщины, рукой, которую он поднял вверх, чтобы
вызвать отлив крови
, - итак, как вы уже слышали, Д'Артаньян, господин
настоятель хотел бы, чтобы моя диссертация была догматической, тогда как я
предпочел бы, чтобы она была умозрительной
. Вот почему господин настоятель
предложил мне тему, которая еще никем но рассматривалась и которая - я
вполне признаю это - представляет обширнейшее поле для истолкований:
"Utraque man us in benedicendo clericis inferioribus necessaria est".
Д'Артаньян, чья эрудиция нам известна, выслушал эту цитату с таким же
безмятежным видом, с каким он выслушал ту, которую ему привел г-н де Тревиль
по поводу подарков, думая, что они получены молодым человеком от Бекингэма.
- ...что означает, - продолжал Арамис, желая облегчить ему задачу, -
"Священнослужителям низшего сана необходимы для благословения обе руки".
- Превосходная тема! - вскричал иезуит.
- Превосходная и догматическая! - подтвердил священник, который был
приблизительно так же силен в латыни, как Д'Артаньян, и внимательно следил
за иезуитом, чтобы иметь возможность ступать по его следу и, как эхо,
повторять его слова.
Что касается д'Артаньяна, то восторги двух людей в черном оставили его
совершенно равнодушным.
- Да, превосходная, prorsus admirabile (Просто замечательная (лат.)), -
продолжал Арамис, - но требующая глубокого изучения отцов церкви и





Священного писания. Между тем - и я смиренно признаюсь в этом перед учеными
церковнослужителями - дежурства в ночном карауле и королевская служба
заставили меня немного запустить занятия. Поэтому-то мне будет легче,
facilius natans (Легче плавающему (лат.)), взять тему по моему выбору,
которая для этих трудных вопросов богословия явилась бы тем же, чем мораль
является для метафизики и философии.
Д'Артаньян страшно скучал, кюре - тоже.
- Подумайте, какое вступление! - вскричал иезуит.
- Вступление, - повторил кюре, чтобы сказать что-нибудь.
- Quemadmodum inter coelorum immensitatem (Подобно тому, как в
необъятности небес (лат.)).
Арамис бросил взгляд в сторону д'Артаньяна и увидел, что его друг
зевает с опасностью вывихнуть челюсти.
- Давайте говорить по-французски, отец мой, - сказал он иезуиту, -
господин д'Артаньян сумеет тогда лучше оценить нашу беседу.
- Да, - подтвердил д'Артаньян, - я устал с дороги, и вся эта латынь
ускользает от моего понимания.
- Хорошо, - сказал иезуит, несколько выбитый из колеи, в то время как
кюре, вне себя от радости, бросил на д'Артаньяна благодарный взгляд. - Итак,
посмотрим, что можно извлечь из этой глоссы. Моисей, служитель бога... он
всего лишь служитель, поймите это... Моисей благословляет обеими руками.
Когда евреи поражают своих врагов, он повелевает поддерживать ему обе руки,
- следовательно, он благословляет обеими руками. К тому же и в Евангелии
сказано "imponite manus", а не "manum" - "возложите руки", а не "руку".
- Возложите руки, - повторил кюре, делая соответствующий жест.
- А святому Петру, - продолжал иезуит, - наместниками коего являются
папы, было сказано, напротив: "porrige digitos" - "простри персты". Теперь
понимаете?
- Конечно, - ответил Арамис, наслаждаясь беседой, - но это очень тонко.
- Персты! - повторил иезуит. - Святой Петр благословляет перстами.
Следовательно, и папа тоже благословляет перстами. Сколькими же перстами он
благословляет? Тремя: во имя отца, сына и святого духа.





Все перекрестились; д'Артаньян счел нужным последовать общему примеру.
- Папа - наместник святого Петра и воплощает в себе три божественные
способности; остальные, ordines inferiores (Низшие чины (лат.)) духовной
иерархии, благословляют именем святых архангелов и ангелов. Самые же низшие
церковнослужители, как, например, наши дьяконы и ризничие, благословляют
кропилами, изображающими бесконечное число благословляющих перстов. Такова
тема в упрощенном виде. Argumentum omni denudatum ornamento (Доказательство,
лишенное всякого украшения (лат.)). Я сделал бы из нее два таких тома, как
этот, - добавил иезуит.
И в порыве вдохновения он хлопнул ладонью по фолианту святого Иоанна
Златоуста, под тяжестью которого прогибался стол.

Д'Артаньян содрогнулся.
- Разумеется, - начал Арамис, - я отдаю должное красотам такой темы, но
в то же время сознаюсь, что считаю ее непосильной. Я выбрал другой текст.
Скажите, милый д'Артаньян, нравится ли он вам: "Non inutile est desiderium
in oblatione", то есть: "Некоторое сожаление приличествует тому, кто
приносит жертву господу".

- Остановитесь! - вскричал иезуит. - Остановитесь, этот текст граничит
с ересью! Почти такое же положение имеется в "Augustinus", книге ересиарха
Янсения (*43), которая рано или поздно будет сожжена рукой палача.
Берегитесь, мой юный друг, вы близки к лжеучению! Вы погубите себя, мой юный
друг!
- Во погубите себя, - повторил кюре, скорбно качая головой.
- Вы затронули тот пресловутый вопрос о свободе воли, который является
дьявольским соблазном.
Вы вплотную подошли к ереси пелагианцев и
полупелагианцев (*44).
- Однако, преподобный отец... - начал было Арамис, слегка ошеломленный
градом сыпавшихся на него аргументов.
- Как вы докажете, - прервал его иезуит, - что должно сожалеть о мире,
когда приносишь себя в жертву господу? Выслушайте такую дилемму: бог есть
бог, а мир есть дьявол. Сожалеть о мире - значит сожалеть о дьяволе; таково
мое заключение.
- А также и мое, - сказал кюре.





- Помилосердствуйте! - опять заговорил Арамис.
- Desideras diabolum (Сожалеешь о дьяволе (лат.)), несчастный! -
вскричал иезуит.
- Он сожалеет о дьяволе! О мой юный друг, не сожалейте о дьяволе,
умоляю вас об этом! - простонал кюре.
Д'Артаньян чувствовал, что тупеет; ему казалось, что он находится в
доме для умалишенных и что сейчас он тоже сойдет с ума, как уже сошли те,
которые находились перед ним. Но он вынужден был молчать, так как совершенно
не понимал, о чем идет речь.
- Однако выслушайте же меня, - сказал Арамис вежливо, но уже с легким
оттенком раздражения. - Я не говорю, что сожалею. Нет, я никогда не
произнесу этих слов, ибо они не соответствуют духу истинной веры...
Иезуит возвел руки к небу, и кюре сделал то же.
- Но согласитесь, по крайней мере, что не подобает приносить в жертву
господу то, чем вы окончательно пресытились
. Скажите, д'Артаньян, разве я не
прав?
- Разумеется, правы, черт побери! - вскричал д'Артаньян.
Кюре и иезуит подскочили на стульях.
- Вот моя отправная точка - это силлогизм: мир не лишен прелести; я
покидаю мир - следовательно, приношу жертву; в Писании же положительно
сказано: "Принесите жертву господу".
- Это верно, - сказали противники.
- И потом... - продолжал Арамис, пощипывая ухо, чтобы оно покраснело,
как прежде поднимал руки, чтобы они побелели
, - и потом, я написал рондо на
эту тему. Я показал его в прошлом году господину Вуатюру (*45), и этот
великий человек наговорил мне множество похвал.
- Рондо! - презрительно произнес иезуит.
- Рондо! - машинально повторил кюре.
- Прочитайте, прочитайте нам его! - вскричал д'Артаньян. - Это немного
развлечет нас.
- Нет, ведь оно религиозного содержания, - ответил Арамис, - это
богословие в стихах.
- Что за дьявольщина! - сказал д'Артаньян.





- Вот оно, - сказал Арамис с видом самым скромным, не лишенным, однако,
легкого оттенка лицемерия.

Ты, что скорбишь, оплакивая грезы,
И что влачишь безрадостный удел,
Твоей тоске положится предел,
Когда творцу свои отдашь ты слезы,
Ты, что скорбишь (Здесь и далее стихи переведены М.Л. Лозинским).

Д'Артаньян и кюре были в полном восторге. Иезуит упорствовал в своем
мнении:
- Остерегайтесь мирского духа в богословском слоге. Что говорит святой
Августин? Severus sit clericorum sermo (Речь клириков да будет сурова
(лат.)).
- Да, чтобы проповедь была понятна! - сказал кюре.
- Итак... - поспешил вмешаться иезуит, видя, что его приспешник
заблудился, - итак, ваша диссертация понравится дамам, и это все. Она будет
иметь такой же успех, как какая-нибудь защитительная речь господина Патрю
(*46).

- Дай-то бог! - с увлечением вскричал Арамис.
- Вот видите! - воскликнул иезуит. - Мир еще громко говорит в вас,
говорит altissima voce (Самым громким голосом (лат.)). Вы еще мирянин, мой
юный друг, и я трепещу: благодать может не оказать своего действия.
- Успокойтесь, преподобный отец, я отвечаю за себя.
- Мирская самонадеянность.
- Я знаю себя, отец мой, мое решение непоколебимо.
- Итак, вы упорно хотите продолжать работу над этой темой?
- Я чувствую себя призванным рассмотреть именно ее и никакую другую.
Поэтому я продолжу работу и надеюсь, что завтра вы будете удовлетворены
поправками, которые я внесу согласно вашим указаниям.
- Работайте не спеша, - сказал кюре. - Мы оставляем вас в великолепном
состоянии духа.
- Да, - сказал иезуит, - нива засеяна, и нам нечего опасаться, что





часть семян упала на камень или рассеялась по дороге и что птицы небесные
поклюют остальную часть, aves coeli comederunt illam.
"Поскорей бы чума забрала тебя вместе с твоей латынью!" - подумал
д'Артаньян, чувствуя, что совершенно изнемогает.
- Прощайте, сын мой, - сказал кюре, - до завтра.
- До завтра, отважный юноша, - сказал иезуит. - Вы обещаете стать одним
из светочей церкви. Да не допустит небо, чтобы этот светоч обратился в
пожирающее пламя!
Д'Артаньян, который уже целый час от нетерпения грыз ногти, теперь
принялся грызть пальцы.
Оба человека в черных рясах встали, поклонились Арамису и д'Артаньяну и
направились к двери. Базен, все время стоявший тут же и с благочестивым
ликованием слушавший весь этот ученый спор, устремился к ним навстречу, взял
молитвенник священника, требник иезуита и почтительно пошел вперед, пролагая
им путь.
Арамис, провожая их, вместе с ними спустился по лестнице, но тотчас
поднялся к д'Артаньяну, который все еще был в каком-то полусне.
Оставшись одни, друзья несколько минут хранили неловкое молчание;
однако кому-нибудь надо было прервать его, и, так как д'Артаньян, видимо,
решил предоставить эту честь Арамису, тот заговорил первым.
- Как видите, - сказал он, - я вернулся к своим заветным мыслям.
- Да, благодать оказала на вас свое действие, как только что сказал
этот господин...

Вернуться к началу Перейти вниз
http://schreibenmir.myblog.de/
Admin
Admin



Сообщения : 20
Дата регистрации : 2011-03-07

О диссертациях... Empty
СообщениеТема: Re: О диссертациях...   О диссертациях... EmptyПн Дек 19, 2011 6:12 am









О любви
Вернуться к началу Перейти вниз
http://schreibenmir.myblog.de/
 
О диссертациях...
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
EUROPE Nostalgia :: "но если не имеешь любви..." :: форум 1-
Перейти: